Благотворение Древней Руси

Благотворение Древней Руси

Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». С принятием христианства (988) призрение бедных осеняется религиозным чувством и концентрируется в церквях и монастырях. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня — важный ритуал для спасения души. История сохранила имена князей, бояр и богатых купцов, являвших собой образец нищелюбия.

Петр I повел непримиримую борьбу с нищенством, приносившим моральный и экономический вред государству. Он впервые попытался сформировать систему светских благотворительных заведений — гошпиталей, содержавшихся на частные пожертвования и объединявших в себе черты больницы, богадельни и сиротского дома. Гошпитали появились в 1715, но еще долгое время большая часть требующих попечения стариков, детей и инвалидов по-прежнему распределялась по монастырям. В послепетровский период значительных сдвигов в деле призрения не наблюдалось, хотя количество благотворительных заведений постепенно увеличивалось.


Фотогалерея

Князь Владимир. Псковская икона. Первая половина XV в.

Милосердие Феодосия Печерского к страждущему. Гравюра XIX в.

Благотворительная деятельность монастыря. Миниатюра из рукописи «Житие Сергия Радонежского». Конец XVI в.

Больничные палаты Троице-Сергиева монастыря с церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Художник В. П. Трофимов

Монастырская больница. Миниатюра из рукописи «Житие Антония Сийского». 1648

Училище XIV века. Миниатюра из рукописи «Житие Сергия Радонежского». Конец XVI в.

Царь Иван IV Грозный. Гравюра из книги С. Герберштейна «Описания Москвы и Московии». XVI в.

Московский Кремль в XVII столетия. Художник А. М. Васнецов. 1900

Царь Алексей Михайлович. Миниатюра из «Титулярника». 1672

Битье в проводку по торгам и рядам. Из книги Н. Евреинова «История телесных наказаний в России». 1910